Заметка о монетах #11








«Парный фоллис Константина X»















              Часть 1. Введение.






          У монет, как у людей, бывают разные судьбы. Одни монеты с самого начала становятся популярными у нумизматов, другие всю свою жизнь находятся в тени. Ко вторым с уверенностью можно отнести парный фоллис императора Константина Х (1006 –1067, годы правления 1059-1067) и его жены Евдокии.

     

           На  лицевой стороне  этого фоллиса  содержится  легенда  +ЄMMA NOVHΛ,  изображен  Христос, стоящий лицом к нам на подножии, в крещатом нимбе с точками на каждой перекладине креста, в тунике и гиматии с Евангелием в руках; в поле по сторонам от него IC - XC. Оборотная сторона содержит легенду ЄVΔKAVГO +KWNTΔK (или близкую ей), слева фигура Евдокии в лоросе нового типа с нижней панелью в форме щита и короне с пендилиями; справа фигура Константина в лоросе нового типа, короне с крестом и пендилиями, оба стоят анфас, держат лабарум с крестовиной на древке между ними, стоящий на основании в три ступени, каждый кладет одну руку на сердце [1].

     

         Фоллису  не  повезло  дважды. Во-первых,  Константина Х вряд ли можно отнести к харизматичным личностям. Будучи человеком истинно верующим и став императором в 52 года не столько по своему желанию, сколько вследствие интриг недоброжелателей Исаака I Комнина, он не изменил своим принципам, «оставшись на редкость благочестивым человеком. Так, при восшествии на престол пообещал никогда не отнимать ничьей жизни — и клятву свою сдержал» [2]. Считая, что неукоснимое следование заповедям Христа способно построить справедливый мир в стране, он вернул собственность церкви, отменил налоги, наложенные на нее Исааком I, и официально признал власть церкви равной императорской. Полагая суд непредвзятым, он потребовал, чтобы все спорные вопросы решались исключительно в судебном порядке. Однако такой идеалистический подход только усугубил тяжелую ситуацию в Византии. Страна лишилась многих пограничных земель, в ней процветали коррупция и сутяжничество, казна оставалась пустой, несмотря на все попытки ее наполнить; государственный аппарат, армия и флот находились на грани полного развала, в то время как император предпочитал проводить время за чтением книг, в первую очередь, Священного Писания. Период его правления оказался довольно непродолжительным и непримечательным для большинства историков.

           Во-вторых,  пустая  казна  не  могла  не  сказаться   на  работе  монетного  двора. Введение новых налогов для населения потребовало восстановления чеканки медной монеты, способной частично заменить серебро в обороте (последняя предыдущая чеканка меди происходила при Константине IX (1042-1055) [3]. Большой объем заказа привел к привлечению к работе мастеров низкой квалификации и использованию до последней возможности монетных штемпелей. В результате, большинство фоллисов оказалось плохого качества, в значительной части являясь перечеканами по монетам предшествующих императоров. Не случайно в своем многотомнике Ф.Грирсон основное внимание уделил описанию этих перечеканов, а не самих фоллисов, а поиск различных вариантов парного фоллиса свел к установлению разночтения легенд [4].

            Ситуация  с изучением парных  фоллисов Константина  Х  изменилась  лишь с началом использования металлоискателей. На аукционах среди множества обычных полустертых фоллисов с контурным изображением императорской четы стали встречаться монеты более-менее приличного качества. Оказалось, что парный фоллис был задуман, не только как первый за почти 80 лет медный фоллис с именем императора, но и как весьма изящная – в рамках того времени – монета (не зря ряд историков называет Константина Х эстетом). Император с женой подробно изображены в парадном одеянии с множеством украшений.


      Изучение  различий  в  этом  одеянии  на примере нескольких сотен экземпляров данного фоллиса позволило сделать вывод, что они не являются технологическим браком или вольностью резчика монетного штемпеля, а соответствуют различным вариантам лоросов императорской четы. Обоснование этого вывода на примере данных нумизматических источников, изобразительного искусства и литературных произведений, синхронных по времени рассматриваемой теме, является предметом настоящей публикации.






             Часть 2. Немного о лоросах.


          Как  же  видоизменялось  парадное  облачение  императорской  четы  в Византии к средине одиннадцатого века? Согласно [5]:

             «Император в V—VII вв.  носил  тунику с пурпурным  плащом  и  оплечьем — маниакий, а также золотую корону-диадему — стемму с жемчужными нитями — пропендулиями и пурпурные башмаки. На плаще была квадратная нашивка из парчи — таблион. С начала VII в. вместо плаща император стал использовать парчовый, расшитый золотой нитью и украшенный драгоценными камнями и жемчугом шарф — лорум или лорос (в православной литературе — лор) на красной подкладке шириной около 0.3 м и длиной порядка 4-5 м. Манера ношения лороса напоминала консульский шарф трабею — им препоясывали по плечам крест-накрест туловище и грудь, после чего один его конец вертикально спускали перед грудью, а другой перебрасывали через левое предплечье. Лорос носили и императрицы» (Рис. 1).

              Позже  перекрестие  лороса  на  груди  заменили  на  вертикальную полосу, которую пристегивали спереди к тунике и носили с оплечьем. Туники басилевса были узкими с короткими рукавами — коловий, позднее с длинными просторными рукавами, которые заканчивались манжетами — саккос. Вес парадного одеяния императора достигал 35 кг.

            В  сочинении  императора  Константина  VII  Багрянородного (даты жизни 905 - 959) «О церемониях» указано, что лорос императоры надевали только в исключительных случаях: на Пасху во время царского выхода в храм Св. Софии, на Пятидесятницу (Троицу), на увенчание кесаря и для приемов важных иностранных гостей. Кроме того, правом ношения лороса во время пасхальной трапезы обладали и высшие чиновники империи (двенадцать сановников, облаченных в лорос, Константин Багрянородный уподобляет апостолам, собравшимся вокруг Христа, которого олицетворяет император).




                

                        a                                                        b                                                            c

               Рис.1     

               (а) супруга Феодосия II Евдокия (даты жизни 401-460). Мозаика. Обратите внимание на украшение предплечий

               (b) Михаил VII и императрица Мария Багратиони (имп.1067 – 1078) (старый – «диагональный» – стиль ношения лороса, прорисовка с плата)

               (c) Роман III Аргир (имп.1028 - 1034). Фрагмент мозаики XI века южной галереи Собора Святой Софии. Константинополь (новый стиль ношения лороса – его нагрудная часть имеет вид вертикальной полосы, чаще всего двухрядной).


     Отметим,  что  изучение этих и других изображений лороса вызывает  необходимость сделать несколько дополнений: ) похоже, что ряд ранних (шарфоподобных) лоросов имел вырез для головы, поверх которого сначала императрицы, а затем и их мужья, стали одевать оплечье; (b) более поздний лорос состоял из двух частей разной ширины (нагрудная – вертикально свисавшая – часть, была существенно ýже по сравнению со спинной частью, имевшей вид некого подобия плаща) Эту часть император перебрасывал затем через руку на уровне пояса, причем поясная область лороса была столь сильно расшита золотой нитью, что напоминала жесть. Украшение поясной части было симметричным, поэтому император мог перебрасывать лорос как через левую, так и через правую руку. (c) Лорос у императрицы имел на широком конце скрытые петли или крючки, с помощью которых присоединялся ко второму (вертикально висящему) концу лороса или к отдельному поясу.

        К  сожалению,  хотя изучение фресок и мозаик и дает представление о цветовой гамме одеяния, но зачастую изображенные лоросы не соответствуют одежде конкретного периода. Для примера приведем мозаику на юго-западном входе в собор Святой Софии, построенный при Юстиниане I и освященный в декабре 537 года. Мозаика изображает императоров Константина I и Юстиниана I, стоящих перед Пресвятой Богородицей с «макетами» Константинополя и собора св.Софии в руках. Вот только эта и большинство других мозаик в храме были созданы не изначально, а в результате его реставрации после землетрясения 989 г. Императоры предстают в образе святых в диадемах с крестом и лоросах, украшенных изображениями креста, т.е. в одежде, не имеющей ничего общего с их реальным одеянием.  

             Поэтому для понимания особенностей одеяния императора Константина X и его жены логичнее сделать еще одно отступление от темы и проследить эволюцию лороса по монетам императоров, близких по времени к этой чете. Выбор остановим на золотых монетах как наиболее тщательно выполненных и максимально полно отражающих реальное одеяние басилевсов. Для краткости будем приводить только реверс монеты, а в подписи к рисунку – имя императора, годы его правления, номинал монеты и номер по Sear.

             На рис.2 представлен ряд ранних лоросов, к которым традиционно относят одеяния Юстиниана II (рис.2а), императрицы-регента Ирины (рис.2b) и Романа I (рис.2c). Лорос состоит из одного куска расшитой ткани с двумя продольными рядами квадратов, в центре которых драгоценные камни. У Ирины возможно подобный, но с тремя рядами.


      

                               a                                                    b                                                     c

                Рис.2 Ранние варианты лоросов:

                (а) Юстиниан II, 685-695 годы, солид, Sear 1248

                (b) Ирина, 780-797 годы, солид, Sear 1594

                (c) Роман I (в центре) с Константином VII  (слева) и Христофером (справа) , 920-944, солид, Sear 1742


             После прихода Константина VII в 945 г. к долгожданному самостоятельному управлению империей  для  него создают новый роскошный четырехрядный лорос

(рис.3a), хотя на большинстве монет продолжает воспроизводиться старый. Такой же старый тип лороса, как у Ирины, демонстрирует Роман II, а затем и Никифор II Фока. У последнего позже появляется трехрядный (рис.3b), который затем наследуют Иоан I Цимесхий (рис.3c) и Василий II (рис.4a).



      

                                   a                                                 b                                                 c

               Рис.3 Лоросы с вертикальными рядами квадратов:

               (а) Константин VII, 945-959 годы, солид, Sear 1747

               (b) Никифор II Фока, 963-969 годы, гистаменон номисма, Sear 1778

               (c) Иоанн I Цимисхий, 969-976 годы, тетартерон номисма, Sear 1789


        Создание  любого  нового  лороса  при  сохранении старых требовало множество крупных драгоценных камней. В основном эти самоцветы, кроме жемчуга, были привозными – с территории современного Афганистана, Пакистана и Индии, а также с Балтики (янтарь) – и, соответственно, очень дорогими. Таким образом, созданию нового лороса предшествовали урожайные годы или победоносные походы, наполнявшие казну. По-видимому, последние позволили создать для Василия II новый двухрядный лорос (рис.4b) с трехрядной поясной частью, украшенной девятью крупными самоцветам, настолько роскошный, что им с удовольствием воспользовался ряд последующих императоров. Если приглядеться, то на плечах у Василия II можно увидеть два дополнительных ряда жемчужин, выглядывающих из-под лороса. Возможно, это подтверждает слова великого историка Михаила Пселла, заставшего в живых современников этого императора, о том, что Василий II чурался роскоши, предпочитая простую одежду – например, саккос с парой пришитых ниток жемчуга, считая их достаточными для демонстрации императорской власти [1, раздел ХХХI]. Но, конечно, это только догадки.

             Богатств,  собранных  Василием  II,  хватило  и  на  создание  трехрядного лороса его брату Константину VIII (рис.4c). Этот лорос очень похож на лорос Константина VII (рис.3а), однако в его основе лежат самоцветы в форме кабошонов с квадратным основанием, а не с круглым, как у Константина Багрянородного (кабошон – форма полированного самоцвета без выраженных граней на его поверхности). Возможно, что это только вольность резчика штемпеля, но оба лороса появляются позже у других императоров (рис. 12b и рис.5c). Правда, в последнем случае – при Константине IX Мономахе – лорос Константина VII теряет один вертикальный ряд, возможно, Мономах был просто стройнее Багрянородного. Еще одна особенность – впервые поверх лороса появляется оплечье, ставшее потом традиционным.


      

                                  a                                                  b                                                 c

                 Рис.4 Лоросы Василия II и Константина VIII:

                 (а) Василий II и Константин VIII, 967-1025 годы, гистаменон,  Sear 1800

                 (b) Василий II и Константин VIII, тетартерон, Sear 1806

                 (c) Константин VIII, 1025-1028 годы, гистаменон, Sear 1815


            На рис.5а изображен Роман III Аргир, скорей всего, в лоросе Василия II с оплечьем. Такое предположение базируется на трех фактах: (а) Роман III уважал Василия II, при котором длительное время занимал пост правителя Константинополя; (б) ненавидел Константина VIII, разрушившего его семью, насильно женив на своей дочери Зое, (в) в наследство Роман III получил полупустую казну, растраченную бесконечными празднествами Константина VIII и его безумно большими подарками своему окружению, так что шить новый лорос фактически было не из чего. Позднее этот лорос использовали Михаил V и Михаил VI (1056-1057).      


      

                               a                                                    b                                                   c

                Рис.5 Лоросы Романа III, Михаила V и Константина IX Мономаха:

                (а) Роман III, 1028-1034 годы, гистаменон, Sear 1819

                (b) Михаил V Калафат, 1041-1042 годы, гистаменон номисма, Sear 1826

                (c) Константин IX Мономах, 1042-1055 годы, гистаменон номисма, Sear 1830


        Необходимо также обратить внимание на одеяние Феодоры, сестры Зои, времен ее единоличного правления. Так, впервые появляется изображение женской версии лороса (рис.6а), оригинальной диадемы-короны с зубцами из двух вертикально расположенных самоцветов или крупных жемчужин. Поздняя версия диадемы украшена крестом как знаком императорской власти, с нее свисает двойной ряд жемчужных нитей, вместо оплечья – воротник-стойка с тремя рядами жемчужин, нагрудная часть одеяния украшена особо крупными самоцветами (рис.6b).        


    

                                                          a                                                   b

                Рис.6 Лоросы Феодоры, 1055-1056 годы:

                (a) гистаменон, Sear 1837

                (b) тетартерон нимисма, Sear 1838


      Приведенные сопоставления изображений лоросов предшественников Константина Х по данным нумизматических источников и исторического контекста, синхронного появлению тех или иных их вариантов, позволяют сделать вывод, что монеты византийских императоров действительно отображают не абстрактные схематичные их одеяния, а конкретные используемые ими в тот или иной период времени лоросы. Можно также предположить, что лоросы императора и его жены благодаря обилию уникальных самоцветов скорей всего, относились к императорским регалиям, а не к собственности семьи императора, т.е. переходили не по наследству, а передавались от старого императора к новому, оставаясь в казне.


             

               Часть 3. Основные типы парного фоллиса Константина X


             Выбор вариантов парного фоллиса в данном исследовании был ограничен просмотром порядка 450 экз. фоллисов с сайта acsearch.info, ~150 фоллисов из Киннашринского клада из Сирии (данные представлены коллегой по увлечению с ником Byzantofil), а также до сотни фоллисов с сайтов VCoins.com, meshok.net, ряда частных коллекций. К сожалению, большая часть из них была сразу забракована из-за изношенных штемпелей и плохой сохранности. Оставшиеся были первоначально разделены на несколько вариантов (порядка десяти), которые затем были сведены в три группы по типу лоросов.


        На рис.7  представлен  первый тип  парного  фоллиса Константина Х. Прорисовка содержит как элементы приведенных фоллисов, так и ряда других, отнесенных к этому типу.


                            

                      Рис.7  

                       Прорисовка и примеры фоллисов ПЕРВОГО типа


         Анализ изображения сразу наводит на мысль, что данный тип заимствует и одновременно объединяет композиционные решения гистаменонов Михаила V в лоросе Василия II (рис.5б, Sear 1826) и Феодоры (рис.6а, Sear 1837). Конечно, изменен тест надписей. Кто предложил дизайн монеты? Скорей всего, сам император или его жена.

           Начальник монетного двора, знающий технологию производства, вряд ли бы согласился на прямой перенос изображения с золотой монеты на медную, если бы это предложили его подчиненные. Медь куда менее пластична, чем золото, тем более медная заготовка намного толще золотой. Обилие мелких деталей резко увеличивает трудозатраты при изготовлении штемпеля, даже при использовании ряда кернов, и такой расход времени не подходит для массового производства. С другой стороны, императорской чете, незнакомой с тонкостями дела, хорошо помнится изящное золото времен правления Феодоры (в то время у них уже родился первенец, они входили в ближайшее окружение императоров, почему бы Евдокии не помечтать примерить подобное платье, и вот мечты сбываются). 

            Исходя  из  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод,  что в первый период правления Константин Х и его жена используют одеяния и регалии, доставшиеся от их предшественников (нет времени и средств, да нет и большой необходимости требовать что-то новое).

       На  рис.8  представлен  парный  фоллис  второго  типа.  Отличие  от предыдущего типа заключается в одеянии Евдокии. Вместо оплечья – воротник-стойка с тремя рядами жемчужин, изменена нагрудная часть лороса, более сложное украшение рукавов, тщательная деталировка диадемы-короны – становится понятным, что эта диадема ранее принадлежала императрице Феодоре (см. рис.6b, Sear 1838), только центральный зубец – крест заменен на обычный вертикальный из двух самоцветов. Так и должно быть, поскольку диадема с крестом предназначена исключительно для императора. Воротник-стойка возможно также взят из одеяния Феодоры.


                            

                                                             Рис.8

                         Прорисовка и примеры фоллисов ВТОРОГО типа

                              -----------------------                  -----------------------------------------------------------------------------------------------------

                                          a                                             b                             c                              d                               e

Рис.8.1 Сравнение фрагментов верхних частей лоросов Евдокии

на фоллисах второго (a), первого и третьего типов (b, c, d, e)  

           Как показывает поиск, это наиболее редкий тип парного фоллиса Константина Х. Возможно, это выпуск, приуроченный к какому-то юбилею, в честь которого император сделал ряд подарков своей супруге, которая и продемонстрировала их в ходе пасхального шествия или на празднике. Если сделать такое предположение, то фоллис, скорей всего, можно датировать 1064 годом. В этом году исполнилось пять лет со дня восхождения на престол Константина Х и пятнадцать лет со дня его бракосочетания с Евдокией.

     Возможно,  фоллис  был  выпущен  post factum, т.е. после завершения праздничных мероприятий, в 1065 г. В этом случае его редкость можно легко объяснить. В октябре 1066 г. Константин Х серьезно заболел. Опасаясь скорой смерти, для обеспечения прав своего семейства, он приказал патриарху венчать своих старших сыновей Михаила и Константина на царство, как со-императоров (по некоторым данным первоначально это было сделано существенно раньше – в 1060 году, но, видимо, формально). Сейчас это необходимо было сделать с соблюдением максимальной официальности, в том числе и с изготовлением императорских регалий для детей. Желательно, чтобы все регалии были однотипными, чтобы показать равенство всех трех императоров.

            На рис.9 представлен третий тип парного фоллиса. На сей раз и император и его жена облачены в новые лоросы. Лоросы стали намного проще, резко уменьшилось число драгоценных камней, которые остались без отдельной оправы. Вертикальная часть лороса стала однорядной (при этом, чтобы показать нижний ряд украшений на саккосе, нижний конец лороса на монете пришлось изобразить скошенным, на самом деле он – как показывают гистаменоны на рис. 10 и 11 – имеет прямоугольную форму). На поясной – широкой - части лороса осталось только пять камней, расположенных «конвертом» и также без отдельных оправ. Лорос Евдокии сохранил змееподобную петлю; остался пояс, появившийся на фоллисе второго типа. Вертикальная часть, как и у лороса императора, стала однорядной со скошенным концом. Вид диадем сохранен, сохранены и оплечья.

                            

                                                            Рис.9  

                        Прорисовка и примеры фоллисов ТРЕТЬЕГО типа

-----------------------------------------                 -------------------------------------------

Рис.9.1 Сравнение фрагментаов нежних частей лоросов Евдокии и Константина 

на фоллисах третьего (слева), первого и второго типов (справа)

         23 мая 1067 г. император Константин X Дука скончался в возрасте 60 лет. Согласно его распоряжению Евдокия стала императрицей-регентом. Несмотря на малый промежуток времени между началом болезни и смертью, третий тип фоллиса был отчеканен в большом количестве (возможно его штемпелями пользовались до октября 1067 года т.е. до вступления Евдокии во второй брак). При жизни Константина Х монет с изображением его сыновей отчеканено не было. Но позже сыновья в лоросах нового покроя появляются рядом с Евдокией как ее со-императоры на золоте времен ее единоличного правления (рис.10). На всех диадемы с крестами.

   Рис.10 Евдокия с сыновьями Михаилом (имп.Михаил VII) и Константином.

1067 год, гистаменон номисма, Sear 1857.

            На монетах Романа IV Диогена, второго мужа Евдокии, Михаил и Константин появляются еще раз, причем к ним присоединяется Андроник, третий сын Константина Х (рис.11).
Рис. 11 Шестифигурный гистаменон Романа IV Диогена. 1068-1071 годы, Sear 1859.

      Дело в том, что выходя замуж за Романа, Евдокия поставила условием признание им со-императорами не только старших, но и самого младшего ее сына от первого брака. Так появился шестифигурный гистаменон, на аверсе которого изображен Христос, благославляющий Романа (в двухрядном лоросе Василия II) и Евдокию (в женском однорядном лоросе), на реверсе трое братьев – в центре старший Михаил (в однорядном лоросе своего отца), по его правую руку Константин, по левую - Андроник (оба в однорядных лоросах, ранее сшитых для Михаила и Константина).

           От  первого  брака   у Евдокии  осталось еще три дочери  – Анна, Феодора и Зоя Дукини. В браке с Романом IV Евдокия родила еще двух сыновей - Никифора и Льва Диогенов. У всех ее детей оказались сложные судьбы. Но это уже совсем другая история.

           

            Вместо эпилога (ряд ответов на возможные вопросы)

     1.  Весовые характеристики разных типов парного фоллиса Константина Х:

     Какой-то выраженной зависимости веса от типа фоллиса не замечено – средний вес порядка 8.5 г (при среднем диаметре порядка 29 мм). Независимо от типа очень сильный разброс по весу – от минимального в 4.64 г (26 мм) до максимального в 13.48 г (30 мм). Большинство фоллисов обрезано. Много перечеканов.

      2.   Как часто встречаются разные типы парных фоллисов?

      Для определения частоты был использован набор парных фоллисов с июньской 2023 г. версии сайта Vcoins.com. Из 33 распознаваемых фоллисов к первому типу отнесено 18, ко второму – 2, к третьему – 13. Возможно, эти данные дают некоторое представление о частоте появления разных типов парного фоллиса.

       3.  Почему не описаны упомянутые варианты парных фоллисов?

   Первоначально при классификации фоллисов использовались особенности строения диадемы императрицы, узор на поясной части лороса императора, число камней в вертикальной части лороса и оплечье. Но в дальнейшем стало ясно, все эти особенности сильно зависят от квалификации резчика штемпеля, которому приходилось на две фигуры около двух сантиметров высотой целенаправленно уложить порядка ста элементов рисунка, что крайне сложно сделать без ошибок даже при использовании кернов и их минисборок (для создания пропендулей, шитообразной полы лороса императрицы, верхней части лабарума). Поэтому далее критерием отбора был сделан сам вид лороса.

       4.  Какие лоросы еще использовал Константин Х Дука?

   Лорос Василия II (рис.4b) помимо парного фоллиса был использован при создании гистаменонов Sear 1847 (рис.12a) и Sear 1848 (рис.12b). На тетартероне номисма (рис.12c) император предстает в лоросе Константина VIII без оплечья (рис.4c), а на фоллисе (рис.12d), вероятно, – в лоросе Никофора II Фока (рис.3b).

         

                                  a                                                        b                                                       c                                                d

                               Рис.12 Лоросы на монетах Константина Х:

                               a) гистаменон номисма, Sear 1847

                               b) гистаменон номисма, Sear 1848

                               с) тетартерон номисма, Sear 1849

                               d) фоллис, Sear 1854

           Примечания:

[1]      Расширенное примечание от редактора:

   Практически все каталоги монет Византийской империи содержат  референтные ссылки к данному фоллису: Sear #1853; Sommer #52.5; DOC III, 2,8 (Class 1); BMC II, 18-31. Приведенный перевод выполнен автором с описания фоллиса в DOC (том III, часть 2, стр.774) как самого подробного:


       Л.с. +ЄMMA NOVHΛ, Christ standing  on square souppedion facing, with cross nimbus having pellet in each arm, wearing tunic and himation; r. hand raised in blessing in sling of cloak, l. hold book by lower adge. In field, IC and XC.

       Об.с.  +KWNTΔK (on r.) ЄVΔKAVГO (on l.) To l. Eudocia standing, facing, wearing modified loros with kite-shaped lower panel and crown with cross and pendilia; To r. Constantine standing, facing, wearing modified loros and crown with cross and pendilia. They hold between them labarum, with cross-piece on shaft, standing on base and three steps, and each places one hand on heart.


   Следует отметить, что данное классическое описание содержит две существенные ошибки в описании каждой из сторон монеты, которые автор учел при переводе. Во-первых, «поднятая в благословении рука Христа», во-вторых, указание на наличие креста на короне Евдокии, которого нет и не должно быть.

          Вторая ошибка тянется еще с описания в BMC (том II, стр.517), над которым работал Уорвик Рот, старший помощник хранителя монет и медалей Британского музея, и повторена Филлипом Грирсоном при составлении DOC. А вот ошибка с местоположением руки Христа, принадлежит уже самому Ф.Грирсону, так как в ВМС по этому поводу содержится верное описание, что обе руки держат Евангелие.

       Sear при описании этого фоллиса, приводя референтные ссылки BMC и DOC, верно описывает положение рук Христа (как в BMC), а в отношении крестов на коронах императорской четы не высказывается вовсе.

       Примечателен Каталог Sommer 2010 года, самый последний по времени из наиболее значительных работ, посвященных в целом византийским монетам и охватывающих интересующий нас чекан Константина X. В нем указывается в описании лицевой стороны: ... segensgestus ...; оборотной: ... jeder mit kreuzkronene ... (пер. с немецкого, соответственно: "жест благословения" и "каждый в крестовой короне") (стр.317). Так сказать, комментарии излишни.

         Что  касается  профильных  интернет ресурсов, например wildwinds.com, то они, преимущественно, описывают верно положение рук Христа, а вот ошибку с крестом в короне Евдокии повторяют снова.

         При  этом, ошибка  с  крестом  в  короне  Евдокии  не  могла  быть  лишь следствием недоступности исследователям экземпляров достаточной для верного описания сохранности. Данная ошибка является принципиальной, так как крестом могла быть увенчана только корона императора или императрицы, выполняющей функцию регента. Данный вывод подтверждается памятниками изобразительного искусства (примеры далее в публикации) и нумизматически. Парное изображение этой императорской четы, помимо рассматриваемого фоллиса, присутствует еще на одной монете Константина X - милиарисии (Sear 1850). Данная чрезвычайно редкая, но встречающейся в превосходном состоянии монета, содержит погрудное изображение Константина Х и Евдокии и этого вполне достаточно, чтобы убедиться в наличии креста только на короне императора.

          В завершении этого примечания хотелось бы обратить внимание, что его смысл не в указаниях на ошибки уважаемых исследователей и изданий, а в демонстрации примера недостаточного внимания к иконографии византийских монет как явления. Во всяком случае в отношении монет из недрагоценных металлов; монет, в глазах большинства коллекционеров, заурядных и хорошо известных. В том числе данный факт явился для автора побудительным мотивом для подробного исследования иконографии парного фоллиса Константина X, выводы по результатам которого изложены в настоящей публикации.

[2]        Пселл Михаил. Хронография/ Наука. 1978.

текст Электронная библиотека RoyalLib.com

[3]        Анонимный фоллис класса D, Sear 1836.
[4]       Grierson, Philip, Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection, Volume 3, Leo III to Nicephorus III, 717-1081 (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1973), 645.
[5]      Const. Porphyr. De cerem. II 638. 5-9; Ioannes Lydus. Bonn, 1924. (CSHB; T. 27); Pseudo-Kodinos. Traité des offices / Ed. J. Verpeaux. P., 1966. 181 (B 38:30). (цитируется по  электронной версии Православной энциклопедии)

          Автор выражает искреннюю благодарность своим коллегам по увлечению Византийской нумизматикой: Byzantofil'у и Михаилу Екимову за помощь в работе над рукописью, ценные замечания, дополнения и комментарии, а также за предоставленный нумизматический материал.


                                                                                  Константин Костарев, г.Пермь