Символы и знаки еврейских монет. Часть I "Лилия на шекеле Государства Израиль" | |||||
Впервые Лилия, как символ Иудеи, появляется на монете части провинции (сатрапии) Персидской державы Ахеменидов Йехуд (написание Иудея на палеоиврите), в первой трети IV века до н.э. (рис.1). Появление Лилии на этих монетах объясняется, преимущественно, влиянием персов. Действительно, в Персии лилию любили ещё во времена Кира Великого, и, например, город Сузы (Шуш) назывался городом лилий. | |||||
Рис.1 Йехуд, персидский период, до 333 года до н. э., полуобол, серебро. | |||||
В дальнейшем подобная лилия появляется на нескольких типах монет Йехуд македонского периода, а также на монетах, отчеканенных Антиохом VII и Иоанном Гирканом I, правителем из династии Хасмонеев. (Рис.2) На одной стороне такой монеты изображен якорь - царский символ им-перии Селевкидов во главе с Антиохом VII. На другой стороне изображена лилия – символ Иудеи (Йехуд) и власти его первосвященника Иоанна Гиркана I. Монета похожа по форме и стандарту на другие монеты Селевкидов того времени. Примеры из Иосифа Флавия свидетельствует о гибкости Антиоха VII по отношению к иудеям. Можно также предположить, что он расширил права, данные иудеям, включая право чеканить монеты в Иудее, чтобы привлечь Гиркана в качестве союзника для помощи во многих сферах деятельности. Пример, показывающий гибкий подход Антиоха VII – окончание осады Иерусалима на Суккот (133 г. до н.э.) и принесение жертв от себя лично в Храм, в котором первосвященником был Гиркан I. | |||||
Рис. 2 Антиох VII и Иоанн Гиркан I, 135-104 годы до н. э., прута, медь | |||||
А у какого еще государства лилия была символом? Это очень хорошо известно – у Франции. Согласно легенде, эта традиция восходит к древним королевским династиям и позже становится официальным символом Франции и Бурбонов, и одним из атрибутов Девы Марии. И выглядит знак практически идентично иудейскому. | |||||
Рис.3 Французкая геральдическая лилия | |||||
В средние века инквизиция, сама того не желая, испортила «репутацию» этого чистого знака, а острое перо Александра Дюма в образе Миледи превратило его в символ женской распущенности и порочности. Давайте порассуждаем, почему королевский знак и символ непорочной Девы Марии вдруг стали воспринимать и в прямо противоположном смысле. В большинстве европейских языков лилия так и звучит – lili, также звучит на иврите имя первой жены Адама – Лилит. В еврейской традиции она считается первой женой Адама, сбежавшей от него. Почему Лилит сбежала? Потому что считала себя равной Адаму перед богом и не желала ему подчиняться. Эта история напоминает нам древнегреческие мифы о сбежавшей жен-ской половинке. Конечно, речь идет о мифологизированной истории разделения древнего общества на мужское и женское. Есть мифы, отражающие «женский» вариант этой истории: женщины покинули мужчин по той причине, что мужчины показали излишнюю воинственность, пожелав захватить весь мир и овладеть зерном тайных знаний. В еврейских же мифах преобладает «мужская» версия истории: женщины показали независимость от мужчин и, кстати, владели тайными знаниями, ведь Лилит бежала благодаря знанию тайного имени бога. | |||||
Рис.4 Андрей Воротилов, «Адам и Лилит», 1998 г. | |||||
Так или иначе, но лилия, как символ чистоты или порочности, как в случае с Лилит, еще и символ верности традициям, пронесенным через века. Просто уму не постижимо, что на древней иудейской монете (отчеканенной иудеями или персами специально для хождения в Йехуд) в IV веке до н.э. и на современном шекеле Государства Израиль красуется та же лилия, и выбито одно и то же слово «Йехуд», на древнем палеоиврите, как название сначала местности, а теперь и государства. | |||||
Рис. 5 Шекель Государства Израиль Авторы дизайна: Виктор Хустер и Габи Нюман Номинал: 1 шекель Диаметр: 18 мм Толщина: 1,8 мм Масса: 4 г. Материал: 75 % медь 25 % никель Аверс: лилия, надпись «Йехуд» на палеоиврите, герб Израиля Реверс: номинал, дата, надпись «Израиль» на иврите, арабском и английском языках Период обращения: с 4 сентября 1985 по настоящее время | |||||
Использованная и рекомендуемая литература: В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. Лилит // Символы, знаки, эмблемы - Энциклопедия. — АСТ - Астрель, 2004. — С. 283—285. О. П Валянская. Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. // Ташкент, Глав. ред. энциклопедий, 1992. К.М. Королев. Лилит // Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — СПб.: Мидгард, 2005. — С. 330—331. Oliver D. Hoover. The Seleucid Coinage of John Hyrcanus I: The Transformation of a Dynastic Symbol in Hellenistic Judea : American Journal of Numismatics. — 2003. — Т. 15. — С. 29-39. Oliver D. Hoover. Handbook of Syrian Coins : [англ.]. — Ланкастер/Лондон : Classical Numismatic Group, 2009. — 334 с. | |||||
Виктор Шур, г.Санкт-Петербург | |||||