Символы и знаки еврейских монет. Часть II "Еврейские символы на ранних мусульманских монетах" | ||||
Рис.1 В VII веке знакомая по иудейским монетам лилия перекочевала на бронзовый фельс Омейядского халифата (справа), имевший хождение на территории Сирии и современного Израиля. | ||||
Почему символы одной религии нередко оказываются на монетах государств с совершенно другой религиозной направленностью? Ответ кроется в закономерности развития монетных типов в древности и средневековье. Завоеватели на новых территориях устанавливали свою власть, назначали своих наместников или оставляли местных правителей, как вассалов. И последние не склонны были резко менять монетные типы при наполнении местного рынка, опасаясь, что население может отказаться их принимать. Отсюда закономерность подражания старым монетным типам как по весовым параметрам, так и по иконографии. Омейяды на всех завоеванных территориях поначалу чеканили подражания византийским (в Малой Азии), сасанидским (в Иране), местным египетским (в Египте) и т.д. Особенно это касалось местной медной монеты. Отсюда кресты и звезды на арабских омейядских фельсах в Дамаске, лилия, гранат, амфора и менора (!) на выпусках в Иерусалиме (Илия). | ||||
Рис.2 Гранат и амфора на монетах Омейядского халифата VII-VIII веков (верхний ряд) и на иудейских монетах, соответственно, Ирода Великого, I век до н.э. и Валерия Грата, I век н.э. (нижний ряд) | ||||
Изображения еврейской меноры украшают мусульманские монеты, датируемые периодом Омейядского халифата VII-VIII веков. Эти очень редкие монеты достоинства «фельс» найдены в ходе различных археологических раскопок в Израиле. Имеются и другие находки на территории Израиля, которые свидетель-ствуют о еврейском влиянии на ислам во время его возникновения. Монеты с изображением семисвечной меноры на лицевой стороне несут арабскую надпись: «Нет Б-га, кроме Аллаха». На обратной стороне надпись: «Мухаммед [является] посланником Б-га». В качестве прототипа была использована монета достоинства «прута» иудейского царя династии Хасмонеев Маттитьягу (Маттафия) Антигона (40-37 гг. до н.э.). На лицевой стороне монеты изображение семисвечной меноры и надпись по-гречески «BACIΛEΩC ANTIГОNОY», а на обратной стороне стол для ритуального хлеба и надпись на иврите «Маттитьягу первосвященник». Менора, как символ иерусалимского Храма – и вдруг такой символ на ранних мусульманских монетах?! Символ, который невозможно объяснить только подражанием! Все намного сложней… Мусульманская идентичность Иерусалима формировалась с самого зарождения ислама. Однако, изначально данная идентичность строилась на сосуществовании и терпимости. И этому есть археологические доказательства, которым 1300 лет. В число таких доказательств входит использование еврейских символов на монетах в ранний мусульманский период. Как доказательство исследователи демонстрируют 1300 летние монеты омейядского периода, отчеканенные в период с 697-750 гг. н.э. в Иерусалиме (Илия), на которых изображена семисвечная менора. В дальнейшем монеты с семисвечной менорой были вытеснены монетами с пятисвечной менорой. | ||||
Рис.3 Менора на иудейской монете Антигона, I век до н.э. (слева) и на монетах Омейядского халифата VII-VIII веков (в центре и справа). | ||||
Эти монеты иллюстрируют ту эпоху иерусалимской истории, когда мусульманские завоеватели считали себя продолжением народа Израиля. «В начале мусульманского периода они не только не возражали против евреев, но и сами себя считали продолжением еврейского народа. Они усвоили еврейские сюжеты и еврейские символы», – считают исследователи. Менора всегда была только еврейским символом. Ее использование, по мнению исследователей, свидетельствует не только о том, что у мусульман не было проблем с евреями, но и что мусульмане могли считать себя продолжением народа Израиля, но только в духе своей концепции «длительного откровения». Возможно поэтому халиф Омар выбрал Храмовую гору, поскольку он считал, что ислам продолжает и доводит до совершенства все случившееся в прошлом. Иерусалимские монеты как будто говорят о том, что, если Храм будет восстановлен, храмовая менора сразу же превратится в достояние ислама и это станет ответом на претензии евреев, которые тоже хотят владеть этим святым местом. Позднейшее использование пятисвечной меноры представляет собой процесс ухода от еврейского символизма на фоне явного раскола между конфессиями в связи с решением по Храмовой горе. | ||||
Литература: 1. Archaeology in Israel: Ancient Jewish Coins/Arabs in the Holy Land (650-1094 CE) https://www.jewishvirtuallibrary.org/ancient-jewish-coins 2. Archaeologists expose Muslim-Jewish “dialogue” in Jerusalem from 1,300 years ago | ||||
Виктор Шур, г.Санкт-Петербург |